Будучи одной из основных форм мышления, логический аспект аналогии имеет широкое
распространение в жизни человека. К нему обращаются, когда сравнивают, размышляют,
составляют. Особую значимость этот вид деятельности приобретает в расследовании
преступлений.
Анализируя фактический матерная, дознаватель, следователь, прокурор, судья не
только обобщают знания, полученные наукой и практикой. Не в меньшей мере они
обращаются и к индивидуальному опыту - своему и чужому Сравнение конкретного
дела с ранее исследованными единичными случаями помогает выявить сходство между
ними и на этой основе, уподобив одно событие другому, обнаружить новые,
преступления.
В наиболее отчётливой форме умозаключения по аналогии встречаются при раскрытии
преступлений по способу их совершения, в следственной и криминалистической методике
и тактике, оперативно-розыскном деятельности.
Так, например, по делу о квартирной краже следователь обратил внимание на тот
факт, что преступники проникли в квартиру в то время, когда хозяйка развешивала
во дворе выстиранное белье. Оказалось, что несколько месяцев назад прокуратурой
было приостановлено расследование по двум другим делам о квартирных кражах,
где преступники использовали аналогичное обстоятельство для проникновения в
квартиру. Догадка на основании аналогии была в дальнейшем подтверждена -оказалось,
что квартирные кражи были совершены одной и той же группой.
Аналогией называется такое умозаключение, в котором от сходства предметов в
одних признаках делается вывод о сходстве этих предметов и в других признаках.
Умозаключение по аналогии протекает так:
если при сравнении двух предметов устанавливают, что предмет А обладает признаками
аЬса, а предмет В обладает признаками аЬс, то делается предположительный вывод
о том, что предмет В обладает признаком а.
Схематически структуру умозаключения по аналогии можно записать так:
А имеет признаки аЬс
В имеет признаки аbс
Следовательно, В имеет признак d. Аналогия - это такое умозаключение, в котором
частного к частному. Исходным знанием в аналогии является знание об отдельном
предмете. Посредством умозаключения по аналогии признак, принадлежащий единичному
предмету, переносится на другой единичный предмет Аналогия, таким образом, является
умозаключением от неизвестного к известному, ее вывод представляет собой новое
знание об отдельном, полученное опосредованным путем.
АНАЛОГИЯ, КАК и любая логическая форма, является отражением определенных связей
и отношений предметов реальной действительности. Возможность умозаключений по
аналогии обусловлена необходимым, закономерным характером связи признаков предметов.
Если бы между признаками предмета не было никакой связи, и каждый предмет представлял
собой совокупность случайных свойств и признаков, то от знания признаков одного
предмета нельзя было бы перейти к знанию признаков другого предмета. Но поскольку
между признаками предмета существует устойчивая связь и зависимость, то от сходства
двух предметов в одних признаках естественно предположить сходство этих предметов
и в других признаках. В многовековой практике человек убеждался, что если у
одного предмета, обладающего признаками аbс, существует и признак d, то и другой
предмет, обладающий признаками аЬс, может обладать признаком d. Миллиарды раз
отражаясь, такая связь предметов и их признаков закрепилась в вашем сознании
в форме умозаключения по аналогии.
Логическим основанием выводов по аналогии является следующее положение: если
два предмета сходны в одних признаках, то они могут быть сходны и в других признаках,
обнаруженных в одном из сравниваемых предметов.
Аналогия даст выводы недостоверные, а только вероятные. Объясняется это тем,
что сравниваемые предметы, как бы сходны ни были между собой, имеют всегда признаки
и различия.
Вероятный характер получаемого с помощью аналогии знания предопределяет неодинаковую
роль этой формы вывода на различных стадиях судебного исследования - Так, в
процессе предварительного расследования и судебного следствия обращение к аналогии
вполне оправдано, здесь она выполняет эвристическую функцию - служит стимулом
к размышлениям, выступает логической основой построения типичных версий. Следует,
однако, иметь в виду, что аналогия применяется не на всех этапах судебного познания,
а только вначале расследования. В стадии же рассмотрения дела в суде аналогия
неприемлема.
В дальнейшем, при доказывании версии, роль выводов по аналогии меняется. Выдвинутая
с её помощью версия должна обосновываться самостоятельно, другими проверенными
фактами. В силу проблематичности выводы по аналогии не могут быть положены в
основу как обвинительного заключения, так и приговора. И первое и второе должны
строиться на точно зафиксированных и достоверно установленных фактах, а не на
догадках и предположениях. Поскольку аналогия дает выходы только вероятные,
а не достоверные, то она не может быть формой доказательств. Выводы, полученные
по аналогии, не могут считаться доказанными. По аналогии нельзя обосновывать
виновность обвиняемого и привлекать к суду. Приговор, в основании которого лежат
выводы по аналогии, признается незаконным и подлежит отмене. По аналогии не
может считаться обоснованным ни один окончательный вывод по делу. Важная роль
принадлежит аналогии при планировании следствия. Здесь она в качестве метода
определения того, какие обстоятельства и факты могут иметь отношение к данному
делу и, следовательно, должны быть включены в план расследования.
Выводы о фактах, подлежащих включению в план расследования, делают на основании
сходства данного уголовного дела с уголовными делами, ранее расследованными.
Так, например, если при расследовании дела о хищении имеется достаточно данных
о том, что в магазине был широко распространен обман покупателей продавцами,
а созданные излишки присваивались, то следователь, исходя из опыта расследования
подобных преступлений, включает в план расследования данного дела и такие факты,
которые имели место при совершении уже раскрытых преступлений: если в тех случаях
приходилось проводить проверку счетчиков касс, штучных отделов магазинов, лотков
и т. п., то и при расследовании данного преступления необходимо включить в план
расследования проверку таких фактов.
В следственной практике аналогия оказывает большую услугу познания всюду, где
имеется возможность сравнивать на основании сходства признаков одно преступление
с другим. Поэтому прибегают к аналогии при расследовании уголовных дел очень
часто. На аналогии построено программирование расследования - разработка алгоритмов
действий следователя. В нём содержится перечень типичных необходимых следственных
действий и оперативно-розыскных мероприятий в зависимости от вида преступлений
и с учетом следственных ситуаций.
Умозаключение по аналогии используется при производстве отдельных видов криминалистических
экспертиз, ставящих задачу идентификации личности или материальных предметов:
установление личности по признакам внешности, по отпечаткам пальцев, по следам
ног, зубов, рук и т.д.; установление исполнителя текста или подписи, установление
оружия по стреляным пулям или гильзам, а также инструментов, орудий взлома,
транспортных средств по их следам. С логической стороны выводы эксперта в таких
случаях идентификации - это переход от знания об одном единичном предмете к
знанию о другом, подобном предмете. Переносимым признаком в этом случае выступает
либо знание о том, что, например, найденный след принадлежит конкретному лицу,
либо знание о том, что взлом произведен определенным орудием или инструментом,
либо вывод о том, что след на грунте оставлен конкретным автомобилем, мотоциклом
и т.д.
Обоснованность заключения эксперта-криминалиста определяется прежде всего правильностью
оценки сходств и различий в сравниваемых объектах. Обнаружение сходства в устойчивых,
повторяющихся признаках при случайном характере различий, а также выявление
качественно неповторимой, индивидуальной зависимости между сходными признаками
- таковы основные условия, выполнение которых обеспечивает обоснованный вывод
по аналогии при проведении
криминалистической экспертизы.
В силу ряда причин выводы эксперта-криминалиста могут иметь характер проблематичных
заключений. В отличии от достоверных выводов такие вероятные заключения экспертов,
как и всякие иные предложения, не могут выполнять роль судебных доказательств.
Но эти вероятные заключения нередко играют важную эвристическую роль, оказывая
неоценимую услугу следствию в поисках истины: при построении версий и их проверке,
выполнении оперативно-розыскных мероприятий и т.д. Поэтому в случае невозможности
дать достоверное заключение, эксперт не должен ограничиваться отказом от дачи
заключения, ибо основанное на тщательном сравнительном анализе вероятное заключение
также может оказать помощь в установлении истины по делу.
Аналогии соответствует традиционно применяемый в криминалистике оперативно-розыскной
деятельности эвристический метод. Опытным практикам хорошо известно как порой
при скудной фактической информации неожиданное озарение, догадка, интуиция следователя
находит реальный вывод и верное решение. Далее все зависит от всесторонней и
тщательной проверки. Методы эвристики, несмотря на их известную позитивную роль,
довольно осторожно рекомендуются для применения в уголовном процессе, где порой
требуются не догадки и озарения, а конкретные достоверные факты. Методы эвристики
эффективны дишь в руках высококвалифицированных следователей с многолетним стажем
работы и большим массивом информации об уголовных делах в их памяти.
Логическая сторона аналогии достаточно полно разработана в науке логике. Если
М.С. Строгович выделяет два вида аналогии: индуктивную и дедуктивную, то более
развернутый характер носит деление, представленное Н.И. Кондаковым. Автор различает
"простую", "распространённую", "строгую" и "нестрогую"",
аналогии. Более развернутую классификацию выводов по аналогии приводит А.С.
Старченко. Он делит все выводы по аналогии по двум основаниям: характеру переносимого
признака и логической ценности знания, полученного с помощью аналогии. Согласно
первому основанию выделяются: 1) аналогия качеств и аналогия свойств, 2) аналогия
отношений, по второму основанию: 1) строгая и 2) нестрогая аналогия. А.И. Усмов
приводит примеры 51 вывода по аналогии, для этого он различает 38 видов аналогий
в научном исследовании.
В юриспруденции используются основные группы выводов по аналогии:
1) индукция-умозаключение, вывод которого относится к большему кругу предметов,
чем тот, о котором говорится в посылках;
2) дедукция-умозаключение, в котором заключение относится к другому предмету,
чем тот, о котором говорилось в посылке.
Так как аналогия даёт выводы не достоверные, а только вероятные, встает вопрос
о критериях правомерности различных форм выводов по аналогии. Некоторые авторы
считают это непростой задачей и говорят лишь о правилах применительно к отдельным
формам и частным случаям форм выводов по аналогии. Степень вероятности аналогии
висит от ряда условий.
1) от числа признаков сравниваемых предметов. Чем больше установлено сходных
признаков у предметов, тем выше степень вероятности выводов по аналогии;
2) характера сопоставимых признаков. Чем они существеннее, тем более вероятен
вывод;
3) связи сравниваемых признаков, вероятность вывода тем большая, чем теснее
связаны между собой сходные признаки и чем существеннее их связь с признаком,
который переносится последний предмет;
4) переносимый признак должен быть как можно более однотипным с сопоставляемыми
признаками;
5) если предмет, в отношении которого мы делаем умозаключение по аналогии, обладает
признаком, не совместимым с признаком, который ему приписывается, то аналогия
невозможна.
Последнее условие особенно важно учитывать как невозможность применения аналогии
при исключительных случаях, случаях отклоняющегося поведения от общего правила,
не вписывающегося в привычные рамки общепринятого поведения. Изложенные правила
не всегда согласуются друг с другом в том смысле, что выполнение одного из них
всегда способствует выполнению других. Например, требования разнообразия типичности
отождествляемых свойств сравниваемых предметов могут даже противоречить друг
другу. С подобной ситуацией оценки предметов мы встречаемся на каждом шагу.
Например, требования быстрого и в то же время полного расследования уголовного
дела могут быть иногда противоречивы. В этих случаях мы руководствуемся принципом
"при прочих равных условиях".
В практике научного исследования метод аналогии применяется как перенос информации,
полученной при расследовании одного предмета, на другой предмет. В науке уголовного
процесса он используется как метод познания при совершенствовании уголовно-процессуального
законодательства, разработке новых теорий, вынесении предложения, обосновании
научного материала. Во всех предлагается что-то новое по примеру уже существующего
старого, т.е. по аналогии. При этом ссылаются на:
1) нормы УПК, предлагая их распространить на новые случаи. Например, предложение
распространить судебный порядок принятия решений об оказании психиатрической
помощи, включая решение о помещении обвиняемого для экспертизы в стационар психической
больницы (ст. 188 УПК).
2) другие отрасли права, предлагая некоторые явления перенести в УПК. Например,
обосновывается активность суда в связи со слабостью защиты по объективным причинам
(в деле не участвует защитник, а подсудимый юридически не компетентен, проявляет
пассивность, не выясняет важных обстоятельств дела). В сфере процесса обязанность
суда по установлению истины предусмотрена в ст. 50 ГПК РФ: "Суд определяет,
какие обстоятельства имеют значение для дела . . ставит их на обсуждение, даже
если стороны на них не ссылались…". Это актуально и для уголовного процесса,
где право собирать доказательства в досудебном производстве имеют только органы
расследования.
3) прежний опыт уголовною судопроизводства. Например, в целях компенсации неоправданно
расходуемых средств при срывах судебных заседаний в связи с неявкой кого-либо
из участников предлагается воспользоваться прежним опытом, содержащимся в Уставе
уголовного судопроизводства (ст. 592,643,644), согласно которому лицо, не явившееся
в суд без уважительных причин, подвергалось денежному взысканию и дополнительному
платежу всех судебных издержек, причиненных отсрочкой заседания.
4) новые явления общественной жизни, закрепленные в правовых сферах для переноса
их в уголовный процесс. Например, предлагается ввести институт отвода свидетелей
по аналогии с шариатским судом;
5) опыт зарубежных стран, где отдельные уголовно - процессуальные действия имеют
законодательную регламентацию. Например, обеспечение безопасности лиц, содействующих
уголовному правосудию, сделка о признании вины.
Из сказанного можно сделать вывод, что, будучи ценным средством расширения человеческих
знаний, умозаключение по аналогии имеет важное значение в раскрытии и расследовании
преступлений. Нарушение требований логической выводимости ведет к ошибочному
уподоблению действий или отношений и, соответственно, к неправильной правовой
оценке конкретного случая.