ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КУРСУ
"АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО"
Тема 1. Предмет
и метод административного права
Основные вопросы
1. Понятие и предмет
административного права. Общая характеристика общественных отношений, регулируемых
администра-тивным правом.
2. Исполнительная власть как самостоятельная ветвь государственной власти, её
соотношение с государственным управле-нием.
3. Цели, задачи административно-правового регулирования.
4. Место административного права в правовой системе РФ.
5. Система административного права.
6. Метод административного права, его особенности.
7. Административная правосубъектность.
Тесты, контрольные вопросы
1. Предмет административного
права в различных источниках определяется как общественные отношения:
-между вышестоящими и нижестоящими государственными органа
ми и их работниками;
- по реализации государственной власти;
- в сфере исполнительной власти;
- по осуществлению исполнительно-распорядительных функций;
- возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти;
- по осуществлению местного самоуправления;
- по осуществлению контроля и надзора.
Дайте анализ приведенных определений. Какое из них правильно выражает сущность
и назначение административно-правового регулирования?
2. На имя ректора РАП поступило заявление от выпускника школы с просьбой допустить
его к вступительным экзаменам; сотрудник ГИБДД предупредил водителя автомашины
о недопустимости превышения скорости дорожного движения; гражданин потребовал
от соседа устранить неисправности трубопровода, приведшие к затоплению его кухни;
санитарный врач оштрафовал продавца коммерческого ларька за нарушение санитарных
правил; администрация города приобрела через базу материально-технического снабжения
предметы офисной мебели.
Какие из названных отношений регулируются административным правом?
3. Проведите соотношение следующих понятий: "административное право",
"управленческое право", "публичное право", "поли-цейское
право".
4. Исполнительная власть иногда характеризуется как:
- административная власть;
- внесудебное принуждение;
- управление подчиненными объектами;
- юрисдикционная деятельность.
Верны ли подобные характеристики?
5. Являются ли субъектами исполнительной власти органы местного самоуправления?
Как строятся отношения между орга-нами исполнительной власти и органами местного
самоуправления?
6. Метод административного права определяется как:
- принуждение к совершению определенных действий;
- стимулирование определенных действий;
- подчинение одной стороны отношений другой;
- средство (способ) административно-правового регулирования;
- средство воздействия на объекты государственной собственности.
Определите ваше отношение к перечисленным понятиям. Какое из них является наиболее
верным и почему.
7. Руководитель органа исполнительной власти: объявил выговор подчиненному работнику;
рассмотрел и разрешил жалобу гражданина; выдал лицензию на осуществление деятельности;
поздравил сотрудников
с предстоящим официальным праздником; премировал в этой связи отличившихся работников;
провел селекторное совещание с руководителями территориальных служб; принял
на работу лиц технического персонала.
Оцените характер названных действий с позиции методов административно-правового
регулирования.
Тема 2. Административно-правовые нормы и правонарушения
Основные вопросы
1. Особенности административно-правовых норм. Их структура.
2. Классификация административно-правовых норм.
3. Источники административного права.
4. Особенности административно-правовых отношений. Особенности юридических фактов,
влекущих возникновение, из-менение и прекращение административно-правовых отношений.
5. Классификация административно-правовых отношений.
Тесты, контрольные
вопросы
1. Найдите в нормативно-правовых актах по 3 примера административно-правовых
норм:
-материальных и процессуальных;
-обязывающих и запрещающих;
- управомачивающих.
Выпишите в тетрадь с указанием источника.
2. Проанализируйте содержание административно-правовой нормы с позиций её структуры
на основе любого нормативно-правового акта, являющегося источником административного
права. Найдите и выпишите нормы, содержащие только диспозицию; гипотезу и диспозицию;
все три элемента структуры нормы.
3. Гражданин обратился в органы социальной защиты с заявлением о назначении
ему пенсии; районный отдел внутренних дел выдвинул одного из своих сотрудников
кандидатом в депутаты районного представительного органа; прокурор города проверил
работу с письмами и жалобами граждан и издал по результатам проверки приказ
(в одном случае - в районных прокуратурах; в другом - в аппарате городской администрации);
мэр города своим распоряжением передал здание, являющееся объектом муниципальной
собственности, из ведения одной муниципальной организации в ведение другой;
гражданин обратился в суд с жалобой на неправильно наложенное на него административное
наказание; гражданин обратился к прокурору на предмет привлечения к ответственности
гражданина К., нанесшего ему побои.
Проанализируйте приведенные ситуации и определите, какие из названных правоотношений
относятся к административ-но-правовым, а какие не относятся.
4. Начальник департамента здравоохранения администрации Краснодарского края
Федотов в течение рабочего дня осуществил ряд действий и принял ряд решений.
Он выполняя указание главы администрации края
об оказании помощи краевому телевидению по подготовке серии передач, направленных
на профилактику простудных забо-леваний, подписал с руководителем телевидения
соответствующее соглашение. Во исполнение приказа Министерства здравоохранения
РФ Федо-тов дал указание главным врачам лечебных учреждений края обеспечить
по заявкам директоров школ проведение перед началом летних кани-кул диспансеризации
школьников. С ректором краевого медицинского института Федотов подписал договор
об организации в больницах края летней практики студентов вуза. С генеральным
директором общества с ог-раниченной ответственностью - производителем лекарственных
препаратов подписал договор о централизованных поставках соответствующих медикаментов
в больницы края. За неудовлетворительное состояние лечебной работы в одном из
районов края Федотов объявил выговор начальнику отдела здравоохранения этого
района. Какие из указанных действий Федотова осуществлены в рамках вертикальных,
а какие - в рамках горизонтальных админист-ративно-правовых отношений? Есть
ли среди перечисленных действий и решений Федотова такие, которые не подпадают
под административно-правовые отношения?
5. Милиция общественной безопасности обязана охранять на основе
договоров с собственниками принадлежащее им имущество.
Какова на ваш взгляд природа возникающих при этом отношений -гражданско-правовая
или административно-правовая?
6. Письменно составьте схему по теме: "Классификация административно-правовых
норм".
7. При классификации административно-правовых норм по сроку
их действия, помимо постоянных и срочных норм, нередко выделяют и
чрезвычайные нормы, т.е. рассчитанные лишь на время существования чрезвычайных
обстоятельств, особых условий управления. Согласно ст. 22 Федерального конституционного
закона "О чрезвычайном
положении", на территории которой введено чрезвычайное положение, указом
Президента РФ может вводится особое управление этой территорией путем создания
временного специального органа управления территорией.
Статья 22 ФКЗ "О чрезвычайном положении" является постоянной, срочной
или чрезвычайной нормой?
Нормы указа Президента РФ о введении в условиях чрезвычайного положения особого
управления территорией и создания соответствующего временного специального органа
являются постоянными, срочными или чрезвычайными нормами?
Тема 3. Административно-правовой статус граждан. Гарантии и способы защиты
прав граждан.
Основные вопросы
1. Основы административно-правового статуса граждан. Его отличие
от конституционно-правового статуса гражданина.
2. Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти.
3. Административно-правовой статус иностранных граждан, лиц без
гражданства. Отличие от административно-правового статуса граждан РФ. Защита
прав граждан от незаконных действий и решений органов
исполнительной власти, местного самоуправления.
4. Административный порядок рассмотрения жалоб и иных обращений граждан.
5. Судебный порядок рассмотрения жалоб граждан на действия и решения, нарушившие
их права и свободы.
Тесты, контрольные
вопросы
1. Административная правоспособность и дееспособность гражданина. В чем их сущность
и особенности?
2. Возмещается ли гражданину ущерб, причиненный неправомерны
ми действиями органов управления (должностных лиц). Каков порядок
этого возмещения, если он предусмотрен?
3. Назовите особенности статуса вынужденных переселенцев и беженцев.
4. Гражданин отказался впустить в свою квартиру представителей
жилищных органов, которые проводили смотр на лучшее содержание жилых помещений.
Дверь в его квартиру была взлома-на и осмотр проведен. Дайте анализ сложившейся
ситуации.
5. В районный суд поступила коллективная жалоба от жильцов дома
по поводу решения правления городского клуба любителей пива о сооружении во
дворе их дома пивного бара. В жалобе указывалось, что такое
решение препятствует реализации права граждан на отдых (двор имел
парковый облик), а также оказывает негативное влияние на воспитание
подростков. Суд отказал в принятии жалобы к рассмотрению по следующим мотивам:
коллективные жалобы судом не рас-сматриваются; суд не рассматривает жалобы на
действия и решения общественных формирований. Соблюдены ли в дан-ном случае
требования законности?
6. Сотрудники милиции попросили гражданина Маслова показать
документ, удостоверяющий его личность. Поскольку паспорта у Маслова при себе
не было, он был подвергнут админист-ративному задержанию до выяснения его личности.
Маслов обжаловал действия сотрудников
милиции начальнику управления внутренних дел. В своем ответе Маслову начальник
управления сообщил, что сотрудники милиции действовали в пределах прав, предоставленных
им Законом РФ "О милиции". Со
гласно п. 2 ст. 11 Закона милиция имеет право проверять у граждан документы,
удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания
подозревать их в совершении преступления (а как объяснили Маслову, он
внешне был похож на разыскиваемого преступника); в соответствии с п.5
указанной статьи милиция имеет право осуществлять административное задержание.
Ответ начальника управления внут-ренних дел не удовлетворил Маслова, так как,
по его мнению, требование постоянно носить при себе документ, удостове-ряющий
личность, является ограничением прав и свобод человека. Согласно ст. 55 Конституции
РФ, такое ограничение возможно только федеральным законом, а ни в одном из федеральных
законов нет нормы, обязывающей граждан в обычных условиях носить при себе документы,
удостоверяющие личность. С чьей позицией вы согласны - сотрудников ми-лиции
или гражданина Маслова. Дайте юридическую оценку ситуации.
7. Уполномоченный коллективами студентов вузов города председатель студенческого
совета Педагогического университета Артемьев 15 апреля подал заявку в администрацию
города о проведении 1 мая на городском стадионе студенческого ми-тинга. В заявке
была отражена цель мероприятия - выразить свою солидарность со студентами других
стран и обратить внимание органов государственной власти на проблемы высшего
образования в стране. Начало митинга планировалось на 10 часов утра, окончание
от 12 - 13 часов дня, в зависимости от присутствующих на митинге студентов и
количества вы-ступающих. Администрация города проведение митинга не разрешила,
аргументируя это тем, что в заявке не указано предположительное число участников
митинга и точное время его окончания. Артемьев обратился с жалобой на это решение
в администрацию области. В жалобе написал, что поскольку проведение никаких
других мероприятий на город-ском стадионе в этот день не планировалось, по его
мнению, такое решение администрации города, явно нарушает право граждан на проведение
собраний, митингов, демонстраций и шествий. Как бы вы разрешили данную жалобу?
Тема 4. Органы исполнительной власти как субъекты административного права
Основные вопросы
1. Элементы административно-правового статуса органа исполнитель
ной власти.
2. Система, виды и классификация органов исполнительной власти в РФ.
3. Компетенция органа исполнительной власти.
Тесты, контрольные
вопросы
1. Каково соотношение понятий: "орган исполнительной власти",
"субъект исполнительной власти", "орган государственного управления",
"исполнительно-распорядительный орган", "исполнительный орган"?
2. Какие из перечисленных субъектов являются органами исполнительной власти:
департамент потребительского рынка об-ластной администрации; научно-исследовательский
институт; территориальное управление государственной инспекции по тор-говле,
качеству товаров и защите прав потребителей; лесное хозяйство; администрация
Президента РФ; правительство Кемеров-ской области; администрация поселка.
3. Являются ли органы исполнительной власти юридическими лицами. Что по этому
поводу предлагается ГК РФ?
4. Приведите примеры органов исполнительной власти общей, отраслевой, межотраслевой,
специальной компетенции. При этом необходимо
давать ссылки на соответствующий нормативный правовой материал.
5. Отвечая на семинаре на вопрос о характере компетенции федеральных органов
исполнительной власти, студент Петров отнес к органам
общей компетенции Администрацию Президента РФ, Правительство РФ, Министерство
юстиции РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по
стандартизации и метрологии, Федеральный горный и промышленный надзор России.
Свой ответ Петров аргументировал тем обстоятельством, что организации, деятельность
которых регламентируется нормативными актами, издаваемыми этими органами, находятся
во всех субъектах РФ.
Какие ошибки допущены Петровым? Какие из перечисленных органов являются органами
общей компетенции.
Тема 4-а. Федеральные органы исполнительной власти
Основные вопросы
1. Правительство РФ: порядок образования, компетенция. Организационные формы
работы Правительства РФ. Аппарат Правительства РФ, Взаимоотношения Правительства
РФ с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, судебной системой, субъектами
РФ.
2. Система федеральных органов исполнительной власти.
3. Структура федеральных органов исполнительной власти.
4. Федеральные министерства: порядок образования, общая характеристика компетенции.
5. Государственные комитеты РФ: порядок образования, общая характеристика компетенции.
6. Федеральные службы России: порядок образования, общая характеристика компетенции.
7. Федеральные комиссии России: порядок образования, общая характеристика компетенции.
8. Российские агентства: порядок образования, общая характеристика компетенции.
9. Федеральные надзоры России: порядок образования, общая характеристика компетенции.
10. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
Тесты, контрольные
вопросы
1. У одного из федеральных министров за сорок минут до начала заседания Правительства
РФ резко поднялось кровяное давление, и он был
срочно госпитализирован. Не успев предупредить о своей болезни Председателя
Правительства РФ, министр поручил принять участие в заседании Правительства
своему первому заместителю. Прибыв на заседание Правительства, первый заместитель
министра получил от Председателя Правительства дисциплинарное взыскание. А после
выздоровления министра и на него по предложению Председателя Правительства Президентом
РФ было наложено дисциплинарное взыскание. Чем руково-дствовались Президент
РФ и Председатель Правительства, наказывая федерального министра и его первого
заместителя? Поче-му председатель Правительства сам не наказал министра, а предоставил
соответствующее предложение Президенту РФ?
2. Дайте сравнительный анализ основ административно-правового
статуса федеральных министерств, государственных комитетов и федеральных комиссий,
федеральных служб и федеральных надзоров.
3. Федеральный министр назначил своим заместителем одного из руководителей департамента.
Правомочен ли министр решать по-добные вопросы?
4. Какие федеральные органы исполнительной власти подведомственны непосредственно
Президенту РФ, почему и в чем это подчинение выражается?
5. Вопросами управления в сфере организации и обеспечения железнодорожных перевозок
помимо Министерства путей со-общения РФ (МПС
России) занимается Федеральная служба железнодорожных войск РФ (ФСЖВ России).
Исходя из задач, стоящих перед органами управления
железнодорожным транспортом и перед железнодорожными войсками, направления деятельности
МПС России и ФСЖВ Рос-сии во многом совпадают. Это касается, в частности, деятельности
по: повышению пропускной способности железных дорог, разрушенных в результате
стихийных бедствий; обеспечению выполнения задач, вытекающих из международных
договоров РФ и др. При этом Положение о МПС России утверждено Постановлением
Правительства РФ, а Положение о ФЖВ России - Указом Президента РФ. Почему положение
о МПС России не утверждено Указом Президента? Почему Положение о ФСЖВ России
не утверждено Постановлением Правительства РФ?
Тема 4-б. Органы исполнительной власти субъектов РФ
Основные вопросы
1. Общая характеристика системы органов исполнительной власти
субъектов РФ. Их правовой статус, виды органов.
2. Органы исполнительной власти в республиках РФ. Правовой статус, виды органов,
их компетенция.
3. Органы исполнительной власти в краях, областях, автономной области, автономном
округе. Правовой статус, виды органов, их компетенция.
4. Взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной
власти субъектов РФ. Поря-док разрешения разногласий.
Тесты, контрольные
вопросы
1. Проанализируйте основные законы субъектов РФ - Конституции республик РФ,
Уставы краев, областей, автономно-го округа, автономной области на предмет выявления
органов исполнительной власти в конкретных субъектах, и их компетен-ции.
2. Составьте схему организации управления в Краснодарском крае.
3. В чем выражается взаимодействие федеральных органов исполнительной власти
и органов исполнительной власти субъектов РФ? Какие формы взаимодействия закреплены
в действующих нормативных правовых актах?
4. В связи с большим недокомплектом инженерно-технических кадров на объектах,
находящихся на территории Дальнево-сточного федерального округа и подведомственных
одному из федеральных министерств, для подготовки соответствующих специалистов
по решению Правительства РФ на территории Магаданской области был создан специализированный
вуз. При этом Правительство РФ сочло необходимым подчинить вуз данному министерству,
а не Министерству образования РФ. Учитывая сложные проблемы становления и развития
созданного вуза, его ректором был назначен бывший начальник главного управления
этого министерства профессор Дмитриев, который одновременно был утвержден членом
коллегии министерства. Какое должностное лицо могло назначить Дмитриева ректором
вуза? С кем должно было быть согласовано назначение Дмит-риева? Кто мог утвердить
его членом коллегии министерства?
5. Правительство республики, входящей в состав РФ, приняло постановление, в
соответствии с которым территориальные органы федеральных органов исполнительной
власти, действующие на территории республики, были включены в единую систе-му
органов исполнительной власти данной республики со всеми вытекающими из этого
организационно-правовыми последст-виями (назначение руководителей территориальных
органов, определение их структуры, штатов и т.д.).
Тема 5. Государственная служба
Основные вопросы
1. Понятие, принципы, виды государственной службы.
2. Законодательство о государственной службе.
3. Понятие должностного лица в административной науке и законодательстве.
4. Государственный служащий, понятие, виды, требования, предъявляемые к лицу
при замещении государственной долж-ности.
5. Административно-правовой статус государственного служащего.
6. Государственно-служебные отношения (порядок поступления, прохождения государственной
службы, её прекращение).
Тесты, контрольные
вопросы
1. Определите соотношение следующих понятий: "государственная служба",
"гражданская государственная служба", "муници-пальная служба",
"военная служба".
2. В соответствии с признаками государственных служащих определите, кто из названных
лиц относится к таковым: началь-ник вокзала; врач;
инспектор отдела внутренних дел; секретарь судебного заседания; артист;
министр; заместитель министра; преподаватель кафедры; председатель
политической партии; адвокат; стенографистка; судебный пристав; руководитель
муниципального предприятия; заведующий канцелярией; продавец; государственный
санитарный врач; солдат; юрисконсульт.
3. Греков, долгие годы работавший заместителем начальника финансово-планового
управления федерального ми-нистерства, после смерти отца переехал жить в областной
город к своей больной одинокой матери и устроился на рабо-ту, не связанную с
государственной службой. Однако вскоре он узнал, что после ухода на пенсию начальника
финансо-вого управления администрации области там появилась соответствующая
вакансия. Греков подал документы на конкурс на замещение этой вакантной государственной
должности государственной службы. К документам он приложил рекоменда-цию федерального
министра, под руководством которого работал и который характеризовал его в качестве
опытного, квалифицированного работника. Рекомендация министра сыграла существенную
роль в том, что конкурсная комиссия отдала предпочтение Грекову перед другим
претендентом на должность начальника финансового управления админист-рации -
заместителем начальника этого управления Звонаревым, который также имел все
основания её занять. Звонарев обжаловал решение конкурсной комиссии и последующее
распоряжение главы администрации о назначении Грекова на должность в суд. Он
написал в жалобе, что решение о назначении Грекова принято незаконно, под влиянием
федерального министра, не отражает интересов области, не учитывает, что на этой
должности должен находится не новичок, а человек, хорошо знающий проблемы области,
пользующийся авторитетом у руководителей администрации и областных админист-раций,
имеющий необходимые для работы деловые связи. Какое решение по Вашему мнению
по этой жалобе может принять суд?
4. При проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной
службы было рассмотрено заявление гражданина Б. Он не
представил сведений о своем имущественном положении. Ему было предложено заключить
трудовой договор сроком на 1 год. Гражданин Б. не
согласился с подобным предложением, полагая, что его оформление на
должность должно быть осуществлено путем издания приказа. Как следует решить
вопрос о назначении гражданина Б. на долж-ность?
5. Ректор государственного вуза, выпускающего специалистов в области автомобильного
транспорта, Сальников вошел в состав органа управления крупной коммерческой
структуры, осуществляющей международные грузовые перевозки. Мини-стерство образования
республики в составе РФ, в систему которого входил данный вуз, потребовало,
чтобы Сальников вышел из состава органа управления этой коммерческой структуры.
Данное требование аргументировалось тем обстоятельством, что Федеральный закон
"Об основах государственной службы РФ" запрещает государственным служащим
состоять членом органа управления коммерческой организации. Однако Сальников
не согласился с этим требованием, так как, по его мнению, не яв-лялся государственным
служащим. Конфликт Сальникова с руководством министерства завершился его освобождением
от должности ректора вуза. Соответствующий приказ министра Сальников обжаловал
в суд. Дайте правовую оценку этому казу-су. Как бы вы разрешили жалобу Сальникова?
6. Шутову, впервые принятому на государственную должность государственной службы,
было установлено испытание на срок шесть месяцев. Поскольку характер должности
был связан с систематическими командировками в различные регионы страны. За
время испытания Шутов
трижды переболел. После шести месяцев испытания Шутов был уволен с
государственной службы как имеющий заболевание, препятствующее исполнению им
должностных обязанностей. Шутов обжа-ловал свое увольнение в суд, считая его
незаконным. Какое решение по жалобе может принять суд?
7. Заместитель федерального министра Крылов решил поощрить подчиненных за успешное
выполнение ответственного за-дания Правительства РФ. Он дал поручение кадровой
службе министерства поручение подготовить ему на подпись проект приказа о присвоении
начальнику управления Васильеву квалификационного разряда действительного государственного
совет-ника РФ 3 класса, а ведущему специалисту Сидорову - советника Российской
Федерации 2 класса.
Разберите предложенную ситуацию. Дайте правовую оценку действиям заместителя
министра. Аргументируйте сделанные выводы.
Тема 6. Административно-правовые формы. Акты управления
Основные вопросы
1. Понятие и виды форм управления.
2. Правовые акты управления, их понятие, юридическое значение, виды.
3. Требования, предъявляемые к актам государственного управления.
4. Административные договоры.
Тесты, контрольные вопросы
1. Комитет по торговле областной администрации совершил следующие действия:
а) председатель комитета наложил дисциплинарное взыскание на работника одного
из отделов комитета; издал распоряже-ние об очередном отпуске своего секретаря;
б) на заседании комитета утвержден регламент его работы; утверждены должностные
инструкции для работников аппарата комитета; утверждены условия договора со
строительной организацией о ремонте здания комитета;
в) руководство комитета провело селекторное совещание с руководителями одноименных
комитетов районных совещаний;
г) в канцелярии комитета были зарегистрированы поступившие в его адрес жалобы,
заявления граждан и корреспонденция;
д) председатель комитета и его заместитель отдали несколько устных распоряжений
по вопросам работы его аппарата. К каким формам управления относятся названные
действия?
2. Федеральная дорожная служба предписала подчиненным работникам правила проведения
лицензионной работы. Предпи-сание было оформлено служебной телеграммой. Правомерно
ли данное управленческое действие?
3. Глава областной администрации своим распоряжением предложил подведомственным
исполнительным органам в целях усиления контроля за соблюдением законов приостанавливать
в случаях необходимости исполнение незаконных приказов и иных актов руководителей
предприятий и учреждений, действующих на территории области, независимо от их
подведомст-венности и формы собственности. Одновременно заместителю главы администрации
был поручен надзор за работой суда и про-куратуры. Дайте юридический анализ
действий главы администрации.
4. Директор предприятия издал приказ о зачислении на работу гражданина, прибывшего
из другой области, где он не мог найти работу, однако не зарегистрированного
по месту жительства и по месту пребывания в данном городе. Дайте оценку этому
акту.
5. Президентом РФ было приостановлено действие постановления
губернатора одной из областей России до решения этого вопроса судом.
Однако губернатор не обратился в суд для разрешения возникшего спора
и не издал акт, предусматривающий отмену данного постановления или внесения
в него необходимых изменений. Каковы должны быть дальнейшие действия Президента
РФ? В какой срок после приостановления президентом РФ действия нормативного
правового акта, изданного губернатором, губернатор, если он не обратился в суд,
должен отменить этот акт, либо внести в него изменения?
Тема 7. Административно-правовые методы. Административное принуждение, его виды. Административная ответственность.
Основные вопросы
1. Понятие и виды административно-правовых методов.
2. Понятие, цели и виды административного принуждения.
3. Система законодательства об административной ответственности
в историческом развитии. КоАП РФ от 31 декабря 2001 г.
4. Понятие и основные черты административной ответственности.
5. Понятие и признаки административного правонарушения.
6. Юридический состав административного правонарушения.
7. Виды административных правонарушений.
8. Отграничение административных правонарушений от смежных уголовных преступлений.
9. Административные наказания, понятие, цели, виды, порядок наложения.
10. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела
об административных правонарушениях.
Тесты, контрольные
вопросы
1. Назовите меры административного пресечения, которые применяются к юридическим
лицам на примере антимонополь-ного и природоохранного законодательства.
2. Составьте перечень предупредительных, пресекательных, наказа-
тельных мер, применение которых отнесено к компетенции милиции.
3. Гражданин Тихомиров обратился в суд с жалобой на действия работников таможни,
конфисковавших у него ряд мате-риальных предметов (книги, посуду и т.д.) в качестве
контрабанды. Суд не принял жалобу к рассмотрению, сославшись на то, что в соответствии
с действующим законодательством Тихомиров должен вначале обратиться в вышестоящий
орган управления таможней. Правомерны ли действия таможни и суда?
4. В числе мер административно-пресекательного характера были
названы: применение физической силы; огнестрельного оружия и специальных средств;
административное задержание; установ-ление комендантского часа; административный
арест; личный досмотр; предупреждение;
ограничение продажи оружия. Верен ли данный перечень?
5. Проанализируйте нормы Федерального закона от 31 июля 1995 г.
"Об основах государственной службы РФ" на предмет обнаружения в них
"административных" и "экономических" методов управления.
6. Администрация области в целях обеспечения общественной безопасности в городах
и населенных пунктах ввела осо-бый режим въезда и выезда граждан, запретила
проведение забастовок, уличных демонстраций, митингов, обязала руководи-телей
предприятий, учреждений выделять транспортные и материальные средства в случаях
угрозы общественной безопасности. Правомерно ли решение администрации?
7. Гражданин Катков проехал на своей автомашине на запрещающий знак светофора.
Инспектор милиции остановил его машину и после ознакомления с документами обвинил
гражданина Каткова в том, что он управлял машиной в нетрез-вом состоянии. Несмотря
на возражения гражданина Каткова, инспектор отстранил его от управления машиной,
изъял у него водительское удостоверение, составил протокол о задержании транспортного
средства, а машину направил на специаль-но охраняемую стоянку. Далее инспектор
отвез гражданина Каткова в своем служебном автомобиле в ближайшее медицинское
учреждение на предмет освидетельствования на состояние опьянения. Дайте юридический
анализ происшедшего.
8. В августе 1999 года гражданин Макеев был оштрафован органами
милиции за мелкое хулиганство. В начале 2000 года он ещё раз был привлечен за
аналогичное правонарушение и был подверг-нут судьей административному аресту
сроком на 15 суток. После отбытия наказания руководитель органа милиции установил
за гражданином Макеевым административный надзор сроком на четыре месяца. Ему
было запрещено выезжать из населенно-го пункта, выходить на улицу из дома с
22.00 до 7.00 часов. Один раз в неделю он был обязан являться в орган милиции.
Пра-вильно ли были применены к гражданину Макееву меры административного характера?
9. Сторож стройплощадки Листов был доставлен работниками милиции в пьяном состоянии
с рабочего места в отделе-ние милиции и был привлечен к административной ответственности
по ст. 20.20 КоАП РФ. Дайте юридическую оценку си-туации.
10. Сотрудник государственной инспекции безопасности дорожного движения остановил
автомашину ВАЗ-2109, ко-торой управлял Иванов. Во время разговора с пассажиром
машины Федоровым, который являлся её владельцем, инспек-тор почувствовал запах
алкоголя и предложил Иванову и Федорову пройти медицинское освидетельствование.
Получив от-каз, сотрудник ГИБДД составил протоколы об административном правонарушении
в отношении гражданина Федорова за передачу управления транспортным средством
лицу, находящемуся в состоянии опьянения, и не имеющему при себе и в отношении
гражданина Иванова за управление транспортным средством водителем, находящимся
в состоянии опьянения и не имеющего при себе документов. Рассмотрев материалы
дела в отношении граждан Иванова и Федорова о соверше-нии указанных административных
правонарушений, заместитель начальника ГИБДД вынес постановление в отношении
гражданина Иванова о назначении административного наказания в виде штрафа в
размере 30 МРОТ; и постановление в отношении гражданина Федорова о назначении
административного наказания в виде лишения права управления транс-портным средством
на срок до 36 месяцев. Не согласившись с наложенным административным наказанием
граждане Федоров и Иванов обратились с жалобой в суд, представив акт медицинской
экспертизы, из которого следовало, что во время разговора с сотрудником ГИБДД
граждане Федоров и Иванов были трезвыми. Дайте юридическую оценку ситуа-ции.
Как в данном случае должен поступить суд (судья)?
Граждане Иванов и Сидоров, находясь в состоянии алкогольного опьянения, высказывались
в оскорбительной форме в адрес гражданки Савельевой, ожидающей автобус на остановке
общественного транспорта. Муж гражданки Савельевой сделал им замечание. В ответ
на это граждане Иванов и Сидоров нанесли супругам побои, отнесенные экспертизой
к числу легких телесных повреждений без кратковременного расстройства здоровья.
Судья квалифицировал действия граждан Иванова и Сидорова как мелкое хулиганство
и назначил им наказание в виде административного ареста сроком на 15 суток.
Правомерно ли решение судьи?
12. Налоговая инспекция оштрафовала гражданина Борисова за представление декларации
с заниженными сведениями о его годовом доходе в размере одного минимального
месячного размера оплаты труда. По результатам проверки денежных докумен-тов
на одном из предприятий, выявившей занижение прибыли и ряд нарушений финансовой
дисциплины, налоговая инспекция наложила на директора и главного бухгалтера
штраф в таком же размере.
Оцените действия налоговой инспекции.
Тема 8. Производство по делам об административных правонарушениях
Основные вопросы
1. Понятие, задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях.
2. Правовой статус участников производства по делам об административных правонарушениях.
3. Доказательства по делам об административных правонарушениях.
4. Характеристика особенностей стадий производства по делам об
административных правонарушениях:
) возбуждения дела об административных правонарушениях;
) рассмотрения дела об административных правонарушениях;
) обжалования дела об административных правонарушениях;
) исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
Тесты, контрольные
вопросы
1. Гражданин Котов за совершение им 17 августа административного
правонарушения (ст. 17.11 КоАП РФ) был привлечен к административной ответственности.
Для участия в рассмотрении дела он вызывался в отделение милиции повестками
18 и 20 августа, но на вызовы без уважительных причин не реагировал. Каковы
даль-нейшие действия органов внутренних дел? Какие процессуальные документы
должны быть составлены?
2. Третьего августа главный санитарный врач города наложил административный
штраф на директора ресторана за анти-санитарное состояние подсобных помещений
ресторана. Пятого августа постановление главного санитарного врача было вручено
под расписку директору ресторана. Семнадцатого августа он обжаловал постановление
главному санитарному врачу РФ, ко-торый оставил постановление без изменения.
Почему жалоба не была удовлетворена? Соблюден ли установленный порядок об-жалования?
3. Гражданин Данилов был привлечен к административной ответственности по ст.
12.8 КоАП РФ. При составлении админи-стративного протокола выяснилось, что он
не является жителем данного города, а находится в командировке. Должностное
лицо, составившее протокол, приняло решение о направлении материалов дела по
месту жительства правонарушителя. Решите вопрос о подведомственности данного
дела.
4. Истрин, не будучи согласным с содержанием составленного в отношении него
протокола об административном правонару-шении, решил его не подписывать, но
попросил вручить ему под расписку копию протокола. Сотрудник милиции, составивший
протокол, отказался вручить Истрину копию, мотивируя это тем, что соответствующая
запись на бланке протокола имела сле-дующее содержание: "С протоколом ознакомлен,
согласен, копию получил", после которой Истрину необходимо было расписаться.
Дайте правовую оценку. Как бы вы поступили на месте Истрина.
5. Составьте проект протокола об административном правонарушении.
6. Составьте проект постановления по делу об административном
правонарушении о назначении административного наказания.